28. Muslim (muslim)
Я живу в Европе и вокруг меня много харама (запретных вещей). Члены моей семьи немусульмане. Я чувствую, что не являюсь настоящим мусульманином. Совершая все обязательные намазы, я понимаю, что этого недостаточно. Но мне хочется быть мусульманином в полном смысле этого слова. Что сделать для укрепления своего имана (веру)? Здесь нет настоящих мусульман, наших братьев. Вокруг лишь люди, вводящие новшества – бид’а. Так как же мне сохранить подлинную веру?
Как ни странно, Ваша неудовлетворенность собой – хороший признак. Если человек говорит себе, что он все делает правильно, то, скорее всего, шайтан вводит его в заблуждение. Кроме того, в западном мире, где господствует самообман, трудно достигнуть истинного смирения перед Аллахом. С другой стороны, самокритичный человек гораздо быстрее добьется духовного роста, если будет предпринимать неустанные усилия, чтобы изменить себя. Но не будем питать иллюзий – это непростая задача.
Сообщают, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если бы человек с самого рождения и до самой смерти находился в земном поклоне, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха, то даже и этого было бы мало в День Воскресения» (передано Ахмадом). Другими словами, невозможно воздать достаточную хвалу Аллаху Щедрейшему за все те блага, которые Он ниспослал нам. Даже самой возможностью видеть благо в том, что дается нам, мы обладаем благодаря тому, что Аллах ведет нас Своим путем и направляет к праведности. Мы никогда не смогли бы снискать довольства Аллаха, если бы не Его милосердие, позволяющее нам добиться успеха.
За какую сумму Вы продали бы один из Ваших глаз? Ведь у Вас их два – так не отдали бы Вы один из них за миллион долларов? А может, за миллиард? Вероятнее всего, Вы ответите «нет». И это означает, что Вы цените один лишь свой глаз дороже, чем миллиард долларов. А какую благодарность Вы испытывали бы к тому, кто подарил Вам миллиард? В каком долгу перед ним Вы бы себя чувствовали?
Теперь подумайте об Аллахе, и Вы поймете, как много Он нам дал.
Что касается практического совета, то для поддержания имана необходимо общение. Но с кем следует общаться? Даже если Ваши друзья регулярно молятся и регулярно посещают мечеть, это не обязательно означает, что общение с ними увеличит Вашу веру. В первую очередь, задайте себе вопрос, сколько времени отнимает у Вас обсуждение кого-либо из Ваших знакомых за глаза?
Вы упомянули нововведения – бид’а, и я бы настоятельно советовал Вам не тратить время на обсуждение подобных вещей с Вашими друзьями. Обсуждать различные группы мусульман, отличные от той, к которой принадлежите Вы, иногда приятно, поскольку это дает нам чувство превосходства. Однако помните о том, что шайтан хочет от нас именно этого.
Допустим, что какая-то группа людей действительно сбилась с пути, но могут ли наши пересуды как-то улучшить ситуацию? Какой ученый сказал о том, что они неправы? Если среди ученых существует разница во взглядах, то почему мы считаем, что один из них прав, а другие – нет?
Поскольку Вы обратились к Исламу не так давно, я дал бы Вам еще такие советы.
Есть три группы собратьев по вере: те, кто говорит о других; те, кто напоминает Вам об Исламе; и те, кто напоминает Вам об Аллахе. О первой группе уже было сказано выше. Такие люди, иногда выступающие под видом ученых и богословов, основывают свой «ислам» на том, что сеют раздор между людьми, как мусульманами, так и нет. Если Вы будете проводить свое время с ними, то это лишь повредит Вашему иману и уведет Вас от Всевышнего Аллаха.
Вторая группа людей напоминает Вам об Исламе в той
29. Muslim (muslim)
или иной форме. Таких людей интересно слушать или читать их книги и статьи. Часто от общения с ними можно извлечь большую пользу – приобрести новые знания или даже обогатить свою религиозную практику. К такой категории общения относится обсуждение различных аспектов Ислама, существующих в нем систем (например, исламской экономической модели) и т. п. Однако сами по себе разговоры с такими людьми не повысят Вашего имана.
Наконец, есть группа людей, которые напоминают об Аллахе. Они поняли значение аята: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!» (51:55).
Такие люди могут увести любой разговор в сторону от мирских дел и вернуться к беседе о Создателе всего. Они не обучают Вас таухиду (Единобожию) как теории, а объясняют его практически. Они живут, поклоняясь одному лишь Аллаху, не придавая Ему сотоварищей ни в большом, ни в малом. Столкнувшись с трудностями, они прибегают к молитве и полагаются на своего Господа. Общение с такими людьми, ин ша Аллах, поможет Вам повысить свой иман.
Найти таких людей в наши дни довольно трудно, однако они существуют, и Аллах по Своей милости разбросал их по всему свету, чтобы человечество, общаясь с ними в разных странах и на разных языках, получило от этого благо. Молитесь же Аллаху, чтобы он даровал Вам таких людей в товарищи.
Вы упомянули о ситуации с Вашими родителями. Я бы посоветовал Вам проявить покорность и смирение и молиться о наставлении их на истинный путь и днем, и ночью. Никогда не настраивайте их против Ислама, не повышайте на них голоса, даже если они пытаются вывести Вас из себя.
Даже если Ваши родители – немусульмане, ученые единогласны в том, что Вы должны их слушаться, если только они не приказывают Вам того, что противоречит Шриату. Если Ваш отец просит Вас о чем-то, сделайте это немедленно и с улыбкой, имея при этом намерение открыть его сердце для Ислама, даже если Вам может показаться, что из всех живущих в мире людей он станет мусульманином в последнюю очередь. Если же он просит Вас купить ему, например, пива или пропустить молитву, тактично откажитесь, но не сердитесь на него.
Шайтан будет уводить Вас от разговоров об Аллахе и необходимости подчиниться Ему и будет заставлять обсуждать второстепенные вопросы. Мусульманам довольно часто приходится сталкиваться с тем, что родители спрашивают их: «Что плохого в том, чтобы выпить один-единственный бокал вина? И почему вы не едите свинину? Почему вы считаете, что собака – нечистое животное?» В этой связи важно помнить: призывая к Исламу, мы должны уходить от обсуждения второстепенного и возвращаться к напоминанию об Аллахе, о цели нашей жизни и о том, как она коротка.
Конечно, поскольку родители – это те люди, которые растили нас с пеленок, заставить их услышать от нас о цели жизни – непростая задача. Для этого требуются особая мудрость и тактичность. Если мы чувствуем, что беседа с нами задевает их самолюбие и выводит их из себя, то мы должны изменить свой подход, имея в виду конечную цель – открыть сердца наших родителей для Ислама.
Настоящий мусульманин может изменить любую, даже самую неблагоприятную, ситуацию к лучшему благодаря своей искренней вере. Его иман силен, и он готов к пожертвованиями на пути Аллаха. Если мы тратим свое время и энергию, призывая к Исламу, Аллах вознаградит нас иманом и хидаятом (божественным руководством), как сказано об этом в Коране: «А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!»