Вопрос мусульманина: Авраам, Моисей и Давид были великими пророками и ничем не отличались от Иисуса. Мы, мусульмане, как и иудеи, не можем допустить даже мысли о том, что у Бога есть Сын или что человек может быть в то же самое время Богом. Какие у вас есть доказательства этих положений христианства? Вопреки мнению мусульман, существует множество свидетельств, подтверждающих, что пророки, предшествующие Христу, знали о грядущем великом Мессии и учили, что Своим величием Он превзойдет всех посланников Божьих, которые были до Него.
Иисус и предшествующие Ему пророки
Иисус Христос говорил о многих знаменитых пророках, Своих предшественниках, и утверждал, что все они предвидели Его пришествие и знали, что Он будет более велик, чем они.
1. Авраам предвидел день Иисуса. Споря с Иисусом, иудейские вожди особое значение придавали своему происхождению от великого патриарха Авраама, тому, что он — их отец (см.: Ин. 8:33, 39). Когда Иисус сказал, что всякий исполняющий Его слово не увидит смерти, они откликнулись следующим образом:
Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
Ин. 8:53
Мусульмане считают, что Иисус был не выше других пророков, но у иудеев, если исходить из их собственных слов, сложилось впечатление, что Он заявлял о Своем превосходстве над ними. Что ответил иудеям Иисус? Он сказал:
Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой… <…> …Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь.
Ин. 8:56, 58
Иисус ясно дал понять, что Он более велик, чем Авраам. Патриарх умер, потому что ничем не отличался от других людей, но Иисус, будучи вечным Сыном Божьим, существовал до Авраама в состоянии вневременного существования, которое не знает ни будущего, ни прошлого. «…Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (ср. Мф. 22:32, где Иисус сказал то же самое).
2. Иаков и вода вечной жизни. Иаков — еще один очень почитаемый пророк, особенно самарянами, считавшими его своим великим патриархом. Колодец Иакова находился в Самарии, близ города Сихарь, и этот вечный источник воды в пустыне самаряне рассматривали как наследство, которое оставил им Иаков. Когда однажды возле этого колодца Иисус сказал самарянке, что может дать ей воду живую, она спросила:
Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Ин. 4:12
Как иудеи спрашивали: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?..», так спросила эта самарянка: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова?..» В том и другом случае вопрос был сосредоточен на великих патриархах. И снова Иисус заявил, что только Он — вечный Сын Божий — может дать ей воду живую, с которой она никогда не будет жаждать и которая сделается в ней источником, текущим в жизнь вечную (см.: Ин. 4:14).
3. Моисей писал об Иисусе. В другом месте Библии мы читаем о намерении иудеев убить Иисуса за то, что Он называл Бога Своим Отцом, тем самым делая Себя равным Ему (см.: Ин. 5:18). Они возлагали свое упование на Моисея, великого законодателя, и заявляли, будто знают, что Бог говорил с Моисеем, но откуда пришел Иисус, им неизвестно (см.: Ин. 9:29). В разговоре с ними Иисус снова провозгласил Себя вечным Сыном Божьим и сказал, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, и в заключение произнес:
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что Он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
Ин. 5:46–47
И снова Иисус заявляет о Своем превосходстве над Моисеем в контексте противопоставления Своей божественной силы ограниченной силе пророков, предшествовавших Ему.
4. Давид называл Иисуса своим Господом. Необходимо вспомнить еще одного ветхозаветного пророка. Во время другого спора с иудеями Иисус, ответив на все их вопросы, просил их установить личность грядущего Мессии — чей Он сын? Они ответили: «Сын Давидов». На это Христос сказал:
…как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Мф. 22:43–45
Иисус дал ответ в Своем откровении Иоанну на острове Патмос: «Я есмь корень и потомок Давида…» (Откр. 22:16).
По прямой линии Он действительно был потомком Давида, но, будучи также вечным Сыном Божьим, одновременно являлся корнем и Господом Давида. Таким образом Он был более велик, чем Давид.
Эти отрывки помогают понять, как величайшие пророки Ветхого Завета предвидели и чтили божественность Христа. Авраам радовался тому, что увидит Его день, Моисей писал о Нем, а Давид называл Его своим Господом. Все эти великие люди обращались исключительно к Иисусу как к грядущему Мессии, Который существовал прежде их всех, Который единственный мог дать воду живую и Который был их Господом и Спасителем.